edwardturj (edwardturj) wrote in gr_czernowitz,
edwardturj
edwardturj
gr_czernowitz

Categories:

Йозеф Шмидт – человек с самым прекрасным голосом!

BIRKHOVEN 1936
Йозеф Шмидт – человек с самым прекрасным голосом!

Эта статья - небольшая заметка об одном из самых великих певцов мира.

4 Марта 2013 г. - 109 лет со дня рождения Й. Шмидта.
«Йозеф Шмидт – это Солнце! Это чудо, которое
появляется,   быть   может,   раз в тысячелетие»

Художник Станислав  Мудрецов, г. Москва, 2006

Миллионы любили и обожествляли его. Это имя было окружено легендами.  Он был суперзвездой  своего времени и «пел почти  с болезненной страстью, и в самые великие моменты своего творчества достигал высокого трагизма, когда в звучании его голоса ощущалось соприкосновение с несчастиями и смертью» (Юрген Кёстинг,  автор книги «Великие певцы»). Все средства массовой информации того времени: делали имя Й. Шмидта повсеместно известным. А ещё были концерты в лучших залах Европы, Ближнего Востока, США, Мексики, Кубы. После войны записи Й. Шмидта выпускались на виниловых пластинках.
JS-sid-2
По мотивам его жизни в ФРГ был снят художественный фильм (1958). Написаны три книги о певце (авторы  жители Австрии, Швейцарии, Голландии) В наше время почти все фонограммы Й. Шмидта изданы на компакт-дисках, на видеокассетах и DVD-дисках выпущены 4 художественных фильма, где он играет главные роли. Снято два полнометражных документальных фильма о певце (Австрия 1998, Германия 2004).
KNIGI O JS
Книги о Й. Шмидте. Авторы: А. Фассбинд (Швейцария, 1992), Ф. Бредшнайдер (Голландия, 1981), Гертруда и Карл Ней-Новатны (Австрия, 1962).

Йозеф Шмидт обладал голосом редкой красоты,  правильно поставленным самой природой. Его красивый, теплый и яркий голос тенора с баритональной окраской проникал прямо в душу, вызывая сопереживание. Этот голос не может оставить слушателя равнодушным, в нем скрыт внутренний трагизм жизни. У певца фантастическая техника. Вряд ли кто-либо из теноров того и нашего времени имел и имеет такую технику. Когда поёт Й. Шмидт, то порой становится непонятно, как певец дышит. Но больше всего слушателей потрясает его необыкновенная искренность, драматизм и глубина проникновения в замысел композитора. Сердце замирает, когда вы слышите этот магический голос!

В Черновцах, на Буковине имя Й. Шмидта очень хорошо известно, хотя немногие жители знают и понимают, что за ним стоит. На территории бывшего Советского Союза Й. Шмидт практически неизвестен. Его, за редким исключением, не знают и те, кому по специальности это полагается знать.  Речь идёт о певцах, педагогах, концертмейстерах, то есть о тех, кто посвятил себя искусству вокала. На Западе профессионалы обычно знают о том, что был такой певец, но в какой степени, трудно судить. Его имени нет во многих музыкальных энциклопедиях. Как говорится, имя Й. Шмидта не на слуху. Трудно понять и объяснить эту парадоксальную ситуацию.
В 1929-33 гг. Й. Шмидт работал в музыкальной студии Радио-Берлин, где за эти 4 года спел главные партии в 37 постановках! Его называли «самым музыкальным исполнителем», «лучшим моцартовским певцом». Он любимый певец немецкого народа – «Немецкий Карузо». Ещё он кумир Голландии, которую часто посещает с концертами. Его обожают и боготворят на родине - Буковине, и конечно  в Румынии. Миллионы людей по всей Европе сидят у приёмников и наслаждаются этим несравненным голосом, который называют «чистым золотом»,  «искрой божьей».
BIRKHOVEN 1936_800
Концерт Й. Шмидта в Биркховене (Голландия, июль 1936 г.). Более 100 000 зрителей!
Фотокомпозиция автора из стоп-кадров кинохроники.

В немецкой прессе подчеркивалось своеобразие этого феноменального голоса, который сравнивали с голосом великого итальянца. К. Бронсгист, директор музыкальной студии Радио-Берлин, где работал Й. Шмидт, был лично знаком с Энрико Карузо, и пел с ним на сцене в качестве партнера. В одной из своих публикаций он писал, что уже довольно часто пытались сравнить голос Э. Карузо с голосом других певцов, но ни у одного из этих сравнений до сих пор не было оправданий. А в случае с Й. Шмидтом, его первоклассная техника извлечения звука, замечательная дикция, голос, переходящий от мягких кантилен к героике, сияющий всеми оттенками, глубочайшая музыкальность и интерпретация исполняемых партий, все это как единое целое, не встречающееся у других теноров, оправдывало сравнение с Карузо. 
Когда Й. Шмидт пел итальянские песни, все считали, что слышат настоящего итальянца; его исполнение было полно переливами, но без плаксивых нот, которые обычно связывают со стилем бельканто. Поразительная непрерывность пения невольно вызывала вопрос, когда же собственно певец  дышит?
Голос Й. Шмидта это целая палитра красок. Он искусно применяет их в зависимости от характера и стиля исполняемого произведения.

Из отзывов слушателей цикла моих программ «Возвращение Й. Шмидта»:

«Услышанное – проникающее ранение в душу, внутри всё взорвалось. Спасибо!!!»   Т.А.Грачёва, Москва, 2006 г.

«Трудно говорить и даже писать. Потрясение для ума и для сердца!..» 
Г.И. Арсанова,  Москва 2006 г.

О феномене певца современный австрийский музыковед Готтфрид Червенка сказал мне (автору), что когда поёт  Шмидт, то вы чувствуете, как кровь пульсирует в вашем сердце. И добавил "послушайте, как он исполняет песню Mal d'amore" (Боль любви).

«Я в полном потрясении от уникального голоса и таланта. Совершенно особенное впечатление от арии Елизара (Ф. Галеви «Дочь кардинала»). Вспомнила С.Михоэлса в роли короля Лира».
Доцент кафедры «Академическое пение» РАМ им. Гнесиных  М.Н. Бер
(Москва 2007 г.)

"Спасибо за прекрасные минуты звучания восхитительного голоса Й.Шмидта, которого я слышу впервые и с восторгом говорю - это божественный голос, удивительная манера пения, бесподобный летящий звук, уносящий в бескрайний полёт чувств, эмоций, переживаний и восхищения от сознания, что этот певец оставил миру частицу своего творчества.  Это  великое  культурное  достояние  мирового  наследия."
Заслуженный работник культуры РФ     С.А. Чепурнова
(г. Москва, Культурный Центр Украины, 7 мая  2007 г.)

Знающий нужду с детства Йозеф Шмидт, радовался всевозрастающим гонорарам, потому что они были мерилом его популярности, давали возможность помогать своим близким и делать подарки друзьям. Во всех отношениях Шмидт выдержал испытание золотом, он оставался простым в своем образе жизни, скромным и любезным в общении со всеми людьми. Себе он оставлял не больше денег, чем зарплата квалифицированного рабочего. Известно, что получаемые суммы он делил на три части. Одну отправлял горячо любимой маме в Черновцы, другую отдавал музыкантам, которые выступали с ним (ведь получали они намного меньше, а время было тяжёлое, 1930-е - это годы мирового экономического кризиса), а третью оставлял себе. Безвозмездно Шмидт помогал знакомым и одаривал незнакомых людей, если они нуждались.
К странным стечениям обстоятельств, которые предоставляет судьба, относится то, что как раз 30 января 1933 года, в день выборов, который привел гитлеровский национал-социализм к власти, немецкое радио находилось под знаком Й. Шмидта. Он должен был петь большую часть передаваемых в тот день песен. После каждого сообщения о ходе выборов по радио объявляли «И опять поёт наш любимец Йозеф Шмидт». Именно в это время шли съёмки нового фильма «Песня идёт по свету», в котором Шмидт впервые играл главную роль.
Премьера фильма во Дворце «УФА» в Берлине состоялась 9 мая 1933 г. с грандиозным успехом. Волны восхищения прокатились по всей Германии, а затем и по другим странам. Песня из фильма звучала из громкоговорителей, по радио, с пластинок. Известный композитор Ганс Май, написавший музыку к фильму, признал, что мировой успех его шлягера это большой частью успех голоса и невероятной популярности Й. Шмидта, словами: «Его песня идёт по свету». А для журналистов Г. Май подчеркнул: «Я еще никогда с такой радостью не писал музыку как для Йозефа  Шмидта, потому что у него не только великолепный голос, но он к тому же самый музыкальный интерпретатор, какого только может пожелать композитор».
Огромное количество писем от зрителей обрушилось на Й. Шмидта. Были письма с признаниями в любви, письма благодарности за  утешение и поддержку, которые подарило его пение. Это был триумф певца и актёра Йозефа Шмидта. А 10 мая в Берлине на площади перед Библиотекой Университета жгли книги запрещённых авторов. Есть сведения, что Й. Геббельс, который был в полном восторге от фильма, предложил Й. Шмидту стать «почётным арийцем», но певец отказался от такой «чести».
Несмотря на победу фашистов на выборах,  Й. Шмидт оставался первым и любимым певцом немецкого народа. Румынское гражданство делало певца  неуязвимым для общественных нападок, и только человек Й. Шмидт должен был смириться с бесцеремонным обращением. В это же время он испытывал чувство глубокого удовлетворения, когда не только берлинцы, но жители всех земель Германии приезжали на его концерты, невзирая на новый политический курс. Его фильм демонстрировался во всех кинотеатрах страны, по-прежнему везде звучали его пластинки.
default_sh
Афиша фильма «Песня идёт по свету»

После запрета на работу в фашистской Германии Й. Шмидт переезжает в Вену. Пять лет он живёт в Вене, выезжая часто на гастроли, иногда он выступает на радио, берёт участие в постановках опер на радио, продолжает записываться на пластинки, снимается в художественных фильмах: «Когда ты молод, весь мир твой», «Звезда падает с неба», «Самый счастливый день в моей жизни».
В середине 30-х годов Йозеф Шмидт даёт огромное количество концертов в разных городах Европы (Вена, Зальцбург, Франкфурт-на-Майне, Лондон, Париж,
Страсбург, Лилль, Амстердам, Роттердам, Брюссель, Антверпен, Варшава, Краков, Каунас, Вильнюс, Рига, Будапешт, Прага,  София, Стамбул и др.).
В 1933 г особый случай позвал Шмидта в Черновцы. При строительстве частной еврейской больницы закончились средства. И тут кому-то пришла в голову спасительная идея попросить Шмидта дать благотворительный концерт. Обратились к отцу Йозефа, но тот высказал сомнение, что его сын бросит свои дела и приедет. Тогда обратились к матери Шмидта, та написала об этом сыну, и Йозеф приехал. Неожиданный приезд Й. Шмидта и предстоящий концерт вызвали в городе настоящий переполох. Везде только и говорили об этом. Билеты, вплоть до входных, несмотря на высокие цены, были мгновенно распроданы. Его выступление прошло блестяще и, наверно, было для него триумфом в своем родном городе. Сборы от этого концерта помогли закончить строительство, что было потом запечатлено на мемориальной доске. (В советское время эта доска была снята и уничтожена).
В 1934 году Й. Шмидт решил совершить путешествие на Ближний Восток. По пути в Палестину он дал концерт в Бухаресте, который прошел в переполненном зале, а тысячная толпа его поклонников на улице, которым не достались билеты, устроила попытку прорваться в зал. И только усилия большого числа полицейских восстановили порядок в зале. Затем последовали концерты в Софии, Афинах, в Стамбуле и везде был успех.
Наконец после нескольких дней плавания по морю Шмидт, его дядя, концертмейстер – знаменитый интерпретатор И.С. Баха доктор Таубе и антрепренер Артур Хёнберг прибыли в Палестину.
Билеты в Тель-Авиве, Ришон-ле-Ционе, Хайфе и Иерусалиме были сразу же проданы. Но желающих попасть на концерт оказалось так много, что концерт в Тель-Авиве был повторен ещё четыре раза. И всё равно не все желающие смогли достать билеты. Й. Шмидт был в восторге от публики, он нашёл её настолько разбирающейся в искусстве и такой благодарной, какой только мог пожелать себе певец. «Я должен сказать, что в Палестине столько же посетителей концертов, сколько жителей» - сообщает он в письме к маме.
В Палестине он записывает две уникальные молитвы «Ki lekach tov natati lachem» (Потому, что Ты дал верное учение) на иврите и «Ano avdoh» (Я твой слуга) на арамейском языке. Автором этих  молитв на дисках значится знаменитый кантор Давид Моше Штейнберг, хотя, скорее всего это сделанные им обработки древних песнопений. Они очень трудны для исполнения и не любой кантор может их спеть. В обширной дискографии Й. Шмидта записи этих двух молитв занимают особое место. Они показывают певца в зените его возможностей. Его голос достигает истинно божественного звучания. Можно понять тех, кто ещё во времена служения певца кантором Темпля в Черновцах сожалели, что он перешёл к исполнению светской музыки.
default
Амстердам, 21 ноября 1934 г.

«Для меня и моих друзей этот день стал необыкновенным. Неповторимый по красоте голос Й. Шмидта завораживал. А когда в конце программы зазвучала молитва на арамейском языке, невольно возникало желание встать на колени и преклонить голову. Звучала скорбь людская, перетекающая в неизбывный плач».
М.Ф. Дроздова-Черноволенко (г. Москва, Центральный Дом Художника, фестиваль «М@NARCHIA», 9 марта 2007 г.)

Обратный путь лежал через Египет и Грецию, где путешественники с    большим интересом осмотрели памятники древнего мира.      Возвратившись в Вену, Шмидт сразу принял участие в праздничных Венских Неделях. 18 июля состоялся его знаменательный концерт в Золотом Зале Музыкального Общества, где присутствовали многочисленные деятели искусств Австрии и других стран Европы. После концерта в газетах появилось много отзывов. Вот один из них: «С несравненным очарованием Шмидт исполнял каждый из своих номеров. В итальянской кантилене он был непревзойденным. Эта мягкость тона, этот переливчатый голос, это одухотворённое пиано исполнены такой незабываемой красоты, что к этому чуду человеческого голоса прислушивались трепетно и очарованно. Публика ликовала и требовала снова и снова исполнения на «бис», и Шмидт, обладая богатством, расточал его щедро…».
Он покинул Вену весной 1938 г. за неделю до аншлюса и больше туда не возвращался. Певец не верил в возможность войны, так как после своего триумфального турне по Северной Америке в 1937 г. полагал, что великие страны Европы и США не позволят Гитлеру её развязать.
default_2default_3
Кадры из фильма «Звезда падает с неба», Австрия, 1934 г.

Похоже, что Й. Шмидт был кумиром и Бельгии. Когда он после Вены переехал жить в Брюссель, то был уже так знаменит, что его хотели видеть на сцене. И, несмотря на свой очень маленький рост (около 150 см), который был всегда непреодолимой преградой для работы в театре, он был принят в Брюссельскую королевскую оперу Ла Моннэ. Сбылась его мечта – петь на сцене. Ему предложена главная партия в опере Дж. Пуччини  «Богема». Премьера состоялась 19 января 1939 г. и прошла с большим успехом. Й, Шмидт не просто задушевно пел, он играл, он перевоплощался в героя оперы Рудольфа. Его игра была отмечена критикой. С этой оперой труппа объехала много городов Бельгии, Голландии, Финляндии и Швейцарии. На очереди была следующая опера. Предположительно «Еврейка» Галеви. Но этим планам помешала война. В мае  1940 г., когда Й. Шмидт был на гастролях во Франции, немецкие войска оккупировали Бельгию, Голландию, а затем большую часть Франции. Й. Шмидт становится беженцем. Он пытается выехать в США, но роковая случайность – заказанный и долго ожидаемый им билет был по ошибке отдан другому человеку. А когда подоспела очередь вновь заказанного билета, США вступили в войну, и сообщение через Атлантику прекратилось. Й. Шмидт оказался пленником Европы. Он становится беженцем. Его документы румынского поданного вскоре становятся недействительными. Власти велели ему переехать в маленький горный городок Ля Бурбуль,  где поселяли всех евреев беженцев, чтоб они были под жандармским контролем. Каждые 48 часов следовало отмечаться в участке.
Все счета певца были заблокированы, он снова беден. Помогают друзья и поклонники. Иногда удается устраивать домашние концерты и заработать небольшие деньги. Последний свой концерт  певец  даёт в Монт-Доре (8 км от Ля Бурбуль) в августе 1942 г. в пользу беженцев, таких же, как  и он сам, Этот  концерт организовал епископ Клермон-Феррана Габриэль Пигэ, который упорно добивался от властей разрешения на его проведение. Учитывая цель концерта, Й. Шмидт отказался от гонорара,  хотя сам находился в крайней нужде.
Это было время, когда правительство Виши начало по требованию германских властей выдавать евреев.  Спустя, несколько дней после концерта Й. Шмидт узнаёт об аресте большой группы беженцев, которых отправили в Клермон-Ферран (столица региона), чтобы затем переправить в пригород Парижа Дранси, а далее на уничтожение в газовые камеры. Он незамедлительно тайком выехал в Клермон-Ферран (50 км от Ла Бурбуля) к епископу Пигэ, у которого там был приход.  Это была очень рискованная поездка, так как Й. Шмидт не имел права покидать пределы своего городка. Он рассказал епископу о готовящейся акции и тот сумел освободить и вернуть большую часть арестованных. Й. Шмидт пережил потрясающие сцены благодарности, когда людям стало известно о его роли в их спасении.
[В 1944 г. Епископ Габриэль Пигэ был заключен в концентрационный лагерь Дахау. Его тяжело больного освободили в конце войны. Комитет Яд Вашема (национальный мемориал Катастрофы (Холокоста) и Героизма в Иерусалиме) в 2001 г. причислил Г. Пигэ  к праведникам мира.]
Дальнейшее пребывание во Франции становилось опасным и Й. Шмидт  принимает решение бежать в Швейцарию. С риском для жизни он с группой беженцев добирается до погранзаставы. Но их не пропускают. Швейцария не дает убежища евреям. Тогда он переходит границу нелегально. Измученный скитаниями и совершенно больной Й. Шмидт добирается до Цюриха. Через знакомых пытается получить документы, дающие право легализации.  Но полиция отправляет его, как нелегала, в лагерь для интернированных в Гиренбад (25 км от Цюриха). В лагере он вынужден работать на рытье траншей. Была осень, становилось холодно и Йозеф тяжело заболевает простудой. Вначале его считают симулянтом, но потом всё же помещают в госпиталь. Он жалуется на сильные боли в груди, но врач отвечает, что лучше знает от чего его надо лечить - от фарингита. Спустя две недели совсем больного певца выписывают и возвращают в лагерь. Но на следующий день Й. Шмидт умирает от сердечного приступа. Это случилось 16 ноября 1942 г. Ещё через день на имя Й. Шмидта пришло приглашение на работу в оперный театр г. Винтертура (кантон Цюриха), что давало право легализации,  но великого певца уже не было.  Его похоронили на еврейском кладбище Фризенберга,  3-й район Цюриха.
В прошлом году исполнилось 70 лет со дня гибели Й. Шмидта. Благодаря Интернету можно увидеть, что эта печальная дата, была отмечена поклонниками певца в разных странах.

Австрия, Вена, Радио ORF, 20.11.12 в 15:05 профессор Готтфрид Червенка сделал часовую передачу о Й. Шмидте.

Германия, Штутгарт, выставка «Sein Lied ging um die Welt» (Его песня шла по свету) c 15.11.12 по 07.03.13. На этой выставке биограф Й. Шмидта Альфред Фассбинд из Швейцарии представил новое издание книги о певце, значительно дополненное новыми фактами и документами (1-е издание вышло в 1992 г.). В газете Штутгайтер Цайтунг от 02.12.12 публикация Евы-Марии Манц «Человек с самым прекрасным голосом».
Sein Lied
Страница швейцарской газеты “Dürntner со статьёй о новой книге А. Фассбинда
Знаменитый фильм, выпущенный в Германии вначале 1933 г. «Песня идёт по свету», который способствовал необыкновенной популярности Й. Шмидта в разных странах, в том числе в США, будет показан в Германн-Вольф зале Берлинской Филармонии 12 июня 2013 г. Это объявлено на сайте Берлинского филармонического оркестра (http://www.berliner-philharmoniker.de/en/konzerte/calendar/details/3871/).

Швейцария, А. Фассбинд открыл сайт организованного им почти 30 лет назад архива певца http://josephschmidt-archiv.com/#!/page_home.
Румыния, Сучава, Ассоциация Йозеф Шмидт совместно с Университетом «Стефан сель Маре»  23-25.11.12 провела демонстрацию фильмов 30-х годов, в которых певец снялся в главных ролях (http://www.newsbucovina.ro/evenimente/46384/joseph-schmidt-cinema-in-auditoriumul-usv-vezi-aici-cum-poti-intra-la-serile-de-film).

KNIGA_ITALIA
Италия, Впервые издана книга о певце на итальянском языке - Joseph Schmidt -"The pocket Caruso". Un tenore in fuga (Йозеф Шмидт. «Карманный Карузо». Тенор в бегстве), изд. Цеччини, Варезе 2012.
Автор - известный итальянский музыковед, биограф Ренаты Тебальди, Винченцо Рамон Бизонни. Презентация книги состоялась на Фестивале Верди 7 октября 2012 г. в Национальном Музее Дж. Верди в Буссето (Вилла Паллавичино).

США, г. Лаббок, штат Техас, врач-нефролог д-р Нейл Курцман 19.09.12 выставил в Интернете свою вторую статью о певце на сайте «Медицина и Опера», в которой пишет, что Й. Шмидт был чудом 1930-х годов, и обладал самой совершенной вокальной техникой, которая ставит его выше всех певцов, «Он был гигант!». В статье приведены ссылки на звуковые файлы, которые позволяют услышать фантастическое пение Й. Шмидта (http://medicine-opera.com/2012/09/joseph-schmidt-in-english/).
Здесь следует обратить внимание читателей, что большое число фонограмм и фрагментов из фильмов выставлены на сайте You Tube. Чтобы найти, посмотреть и послушать  их   необходимо   в   поисковой   строке   сайта   набрать  имя   певца по-немецки Joseph Schmidt, можно добавить слово – tenor ((http://www.youtube.com/?gl=RU&hl=ru). Много материалов на разных языках можно найти и прочесть, если в поисковой системе Google набрать по-немецки или на кириллице имя певца – Йозеф Шмидт.
Итак, всех кто имеет доступ к Интернету и любит музыку, или желает войти в её мир, приглашаю в увлекательный путь, открыть для себя непревзойдённое искусство певца. Вы получите необыкновенные сильные впечатления, и, скорее всего, вашей жизни будет способствовать успех, потому что пение Й. Шмидта побуждает слушателя к творчеству, к любви и свету.
                                                                                                                                                Леонид Флейдерман
                                                                
Автор статьи уроженец Черновиц, кандидат химических наук, специалист в области создания новых лекарственных препаратов, живёт и работает в Москве. С 2003 г. он бескорыстно занимается исследованием жизни и творчества Й. Шмидта. Им был создан большой цикл аудио-видео программ «Возвращение Йозефа Шмидта», которые были показаны в различных городах и странах.
В 2012 г. в память о Й. Шмидте, в связи с 70-й годовщиной смерти певца Леонид Ильич Флейдерман демонстрировал свои новые программы под названием «Его песня шла по свету» в Москве, Культурный Центр Украины, 24.04; в Вильнюсе, Дом Национальных Общин, 16.05; Дом-музей М.К. Чюрлёниса; 18.05; в Друскининкайе (Литва), Большой зал СПА «Литува», 02.08; в Черновцах на фестивале «Меридиан Черновиц» 06.09; Муниципальная Библиотека им. А. Добрянского, 11.09; Центральный Дворец Культуры, 13.09; в Москве, Культурный Центр Литвы – Дом Балтрушайтиса, 22.10; в Вене, Российский Центр Науки и Культуры, 22,11.


Tags: old photo (1919-1940), people (люди)
Subscribe

  • (no subject)

    Алея до пам'ятника Францу-Йозефу, нині вулиця О.Гузар між парком та стадіоном. Фото ≈ 1900 року.

  • (no subject)

    Купальня (Cursalon) в Volksgarten. Фото ≈ 1875 року.

  • (no subject)

    Сергій Осачук пише Студенти Чернівецького університету розкопали у центральному міському парку захований комуністами фундамент знищеного ними…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments

  • (no subject)

    Алея до пам'ятника Францу-Йозефу, нині вулиця О.Гузар між парком та стадіоном. Фото ≈ 1900 року.

  • (no subject)

    Купальня (Cursalon) в Volksgarten. Фото ≈ 1875 року.

  • (no subject)

    Сергій Осачук пише Студенти Чернівецького університету розкопали у центральному міському парку захований комуністами фундамент знищеного ними…